РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЙСТВИИ


РЦ «Преодоление», как и следующий объект пресс-тура – ГАУ «Московский научно-практический центр реабилитационных технологий» в Текстильщиках, полностью приспособлен под нужды маломобильных групп населения. МНПЦ РТ был организован в 2011 году для реабилитации инвалидов вследствие ДЦП.

С декабря 2014 года профиль учреждения расширился.

– Помощь больным ДЦП по-прежнему остается приоритетным направлением, но мы стараемся увеличить перечень реабилитационных технологий, чтобы оказывать комплексные услуги инвалидам с неврологической, ортопедической и другими патологиями, – перечислил заместитель генерального директора Центра Алексей Игоревич Крапивкин. – Принимаем взрослых и детей всех возрастов, с любыми ограничениями жизнедеятельности, с приоритетом к нарушениям двигательной системы.

В учреждении реализуется технология управления реабилитационным процессом «Интеграционный консультант», разработанная генеральным директором Ольгой Викторовной Михайловой, под эгидой Департамента.

База данных клиентов формируется в Отделении социального мониторинга.

– Как только Бюро медикосоциальной экспертизы устанавливает инвалидность ребенку или взрослому, эта информация становится нам доступна, – пояснила заведующая Отделением дефектологии и психокоррекции Алла Яковлевна Абкович. – Интеграционные консультанты, или менеджеры социального мониторинга, просматривают базу московского регистра инвалидов и связываются с семьей. Пациент или его родители приезжают к нам, встречаются с куратором, закрепленным за ним. Куратор, интеграционный консультант, выявляет все проблемы, связанные с инвалидностью члена семьи, и при необходимости взаимодействует с управами, организациями здраво-охранения, образования, занятости, культуры и спорта. После прохождения инвалидом реабилитации сотрудники социального мониторинга также поддерживают связь с ним и его семьей.

Пациент или его родители приезжают к нам, встречаются с куратором, закрепленным за ним. Куратор, интеграционный консультант, выявляет все проблемы, связанные с инвалидностью члена семьи, и при необходимости взаимодействует с управами, организациями здравоохранения, образования, занятости, культуры и спорта.

После прохождения инвалидом реабилитации сотрудники социального мониторинга также поддерживают связь с ним и его семьей.

ПО ВНУТРЕННЕМУ МАРШРУТУ


В Отделении реабилитационной диагностики невролог, ортопед, окулист, сурдолог и другие специалисты оценивают состояние инвалида, реабилитационный потенциал, проводят исследование на отсутствие противопоказаний к процедурам.

Сводная информация о каждом пациенте рассматривается коллегиально на заседании Реабилитационно-экспертной комиссии, проходящей еженедельно с участием специалистов всех подразделений, где составляется внутренний реабилитационный маршрут.

В Отделении реабилитации используются массаж, технология психорелаксации и повышения работоспособности с использованием комплекса «Релакс-Ротонда», механотерапия и другое.

Детям особенно интересно заниматься на тренажерах с биологической обратной связью в кабинете механотерапии. Пока они стараются выполнить задание, например, кружкой ловить капли или складывать картинку с зайкой на мониторе, незаметно разрабатываются суставы, координируются движения.

Создавая эффект невесомости, иммерсионная ванна снижает спастику мышц, стимулирует работу адаптационных и компенсаторных механизмов различных систем организма.

Циклический тренажер «MotoMed» предназначен для активной и пассивной кинезотерапии, снижает спастический тонус мышц, восстанавливает двигательный аппарат.

Инвалид I группы по ДЦП 23-лет-ний Сулейман занимается в вертикализаторе, глядя на себя в зеркало.

– У сына ушла спастика, распрямилась спина, – улыбается его мама Айкун. – Мы здесь уже третий раз. Все процедуры полезные и комфортные. Персонал очень хороший, низкий всем поклон.

«БОТИНОК КОСМОНАВТА»


Восьмилетний Тимоша был увлечен своим телефоном, а в это время шла процедура по системе «Корвит».

– «Корвит» – это так называемый ботинок космонавта, – заведующая отделением дефектологии и психологической коррекции Центра А.Я. Абкович показала прибор участникам пресс-тура. – Мы взяли на вооружение метод космической медицины, поскольку при ДЦП нарушается мышечный тонус, а это сродни тому, что происходит с космонавтом в невесомости.

Подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит» – замечательная разработка отечественных специалистов. Прибор имитирует показатели физического воздействия на стопу при ходьбе.

В каждом ботинке две пневмокамеры, они надуваются и опускаются, и человек испытывает такие же ощущения, как при настоящей ходьбе. Соответственно, в головной мозг поступают правильные физиологические сигналы, и моделируются нужные связи.

Инструктор Ирина Иванова занималась с восьмилетним Маратом на кинезиотерапевтической установке «Экзарта».

Этот аппарат используется при грыжах, травмах спинного мозга и ДЦП для развития мускулатуры, восстановления движений в спине и суставах.

Благодаря установке позвоночник принимает физиологически правильное положение. У пациента вырабатывается правильный стереотип движений.

– Марат страдает ДЦП с поражением головного мозга, – поделилась его мама Ирина Николаевна. – Достигнутыми результатами я очень довольна. Марат стал более коммуникабельным и активным, лучше реагирует на окружающее. Теперь мы готовимся к школе, а раньше я об этом и не мечтала. На различные процедуры в Текстильщики мы ездим из стационара Центра.

Отделение дневного стационара с временным проживанием в Марьино, рассчитанное на 14 человек, позволяет минимизировать время в пути от дома до учреждения.

НАУЧИТЬСЯ СИДЕТЬ


Программу адаптивной педагогики ведут специалист по социальной реабилитации инвалидов Нина Сергеевна Акименкова и социальный педагог Екатерина Александровна Гетьман.

– Мы занимаемся по всем направлениям: укрепляем мышцы, развиваем двигательную активность, речь, мышление, логику, творческое начало, – рассказали специалисты. – И поскольку занятия происходят в коллективе, дети, глядя друг на друга, пытаются повторять то, что у них не получалось прежде.

Раньше Лиза в свои восемь лет только лежала на коляске, и папа говорил, что она никогда не будет сидеть. К концу первого курса девочка удерживала позу сидя до 3 минут. Сейчас она пришла на второй курс и уже отказывается от папиной помощи. Когда разыгрывали сказку на ковре, девочка так увлеклась, что долго сидела по-турецки без всякой поддержки.

НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ


– Печально, если инвалид не сможет реализоваться в той профессии, которой обучился, – считает заведующая Отделением социальной и профессиональной реабилитации Наталья Сергеевна Мерцалова. – Девушка в коляске с дизартрией в тяжелой степени не сможет работать психологом. Получается, что усилия семьи и государственные средства потрачены зря, нанесен удар по самооценке.

Чтобы этого избежать, мы разработали программу раннего формирования профессионального предпочтения, предназначенную для детей с 5-летнего возраста.

Цель программы – расширить кругозор ребенка. Занятия проходят в игровой форме. Здесь ключевое слово «интерес». Если ты ребенка заинтересовал, ему захочется двигаться дальше и узнавать больше.

Серьезная профессиональная ориентация выявляется с 14 лет. С помощью компьютерных про-грамм мы определяем склонности человека, мотивацию, уровень развития внимания, памяти, мышления и подбираем образовательный маршрут.

Практикуется у нас сопровождаемое трудоустройство. Наши сотрудники помогают составлять резюме, выезжают с подопечными в службу занятости, чтобы наладить конструктивное взаимодействие, поддерживают их первое время на новой работе.

Это важнейшее направление венчает всю реабилитационную работу Центра.

ИСПОЛНЕНИЕ МЕЧТЫ


В холле учреждения я встретила 14-летнюю Карину, девочку с легкими признаками ДЦП.

– Коррекционный курс, который я тут проходила, мне помог, – охотно подтвердила Карина. – Я стала лучше ходить, улучшилась моя походка. Результат вполне меня удовлетворяет. Хочу учиться в Школе юного журналиста при МГУ имени М.В. Ломоносова. А чтобы набираться опыта, буду участвовать в литературных конкурсах.

26-летний Андрей Барбашин поднимался по лестнице, взявшись обеими руками за перила. Сев в инвалидное кресло, он тоже рассказал о своих планах на будущее:

– Я тут уже четвертый раз, и с каждым разом мне становится легче ходить.

Учусь на 4 курсе МГППУ на дистанционном факультете для инвалидов. Среди наших 30 человек есть как студенты на колясках, так и здоровые. Собираюсь стать психологом для инвалидов – консультировать их дистанционно.

Пока журналисты и участники конференции осматривали Центр, закончилась встреча в Молодежном интеграционном клубе, который ведет специалист по социальной реабилитации инвалидов Евгения Фадеева. Когда-то она сама была клиентом Центра. Окончила Колледж государственной службы по специальности «Государственное муниципальное управление».

Евгения проводит занятия и в Школе для родителей особенных детей, где на тренингах и мастер-классах учит овладевать средствами арт-терапии.

МЕТОДОМ БРАЙЛЯ


В ведомственное подчинение ДСЗН города Москвы переданы 10 коррекционных учебных учреждений, которые перепрофилированы в реабилитационно-образовательные центры. Одно из таких учреждений – единственная в Москве Общеобразовательная школа-интернат для слепых обучающихся №1, где побывали участники пресс-тура.

– У нас увеличилось количество реабилитационных услуг. Мы стали принимать детей с 4 лет. Для детей с ДЦП и умственной отсталостью открыта дошкольная группа «Особый ребенок», – отметил директор Школы-интерната Иван Владимирович Вишнивецкий. – Дополнительно введены ставки педагога-психолога, двух специалистов по адаптивной физкультуре и массажиста. Учителя-дефектологи проводят занятия по развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики. Мы занимаемся также социально-психологической, социально-педагогической и социокультурной реабилитацией. Объем социокультурной реабилитации вырос, мы получили новый автобус на 29 мест, и благодаря этому количество выездных мероприятий увеличилось в два раза.

В прошлом году Правительство Москвы организовало в нашей школе пилотный проект. Нам поставили новую дорогостоящую компьютерную технику для не-зрячих обучающихся. Теперь у нас оборудованы два новейших компьютерных класса. Каждый ученик 10-12 классов имеет автоматизированное рабочее место: ноутбук с клавиатурой по Брайлю. Кроме того, у нас есть брайлевский принтер, и мы можем сами печатать специальную литературу.

С 1 апреля в школе реализуется проект «Электронная Москва», создано 20 рабочих мест для детей, которые не могут в полной мере осваивать компьютерные технологии из-за физических, анатомических, физиологических, ментальных особенностей.

Эксперимент проводится для того, чтобы все дети имели доступ к интернету, общению через скайп и социальные сети.

Каждый год школа выпускает медалистов.

У нас единственный в городе пункт проведения ЕГЭ для незрячих обучающихся. Второй год в Школе-интернате проходит конференция Рособрнадзора.

Радует, что коллеги к нам прислушиваются, начинают понимать, что есть особенности восприятия, написания, даже ассистирования таким детям при сдаче ЕГЭ.

На основании решения Координационного совета при Мэре Москвы по делам инвалидов нам поручено стать ресурсным центром для обучения педагогов общеобразовательных школ, поскольку сейчас актуален вопрос инклюзивного образования.

Участников пресс-тура познакомили со Школой-интернатом заместитель директора по учеб-но-воспитательной работе Ирина Викторовна Хватова, учитель начальных классов Леонид Маркович Зальцман и учитель истории Екатерина Анатольевна Долгополова. В новом спальном корпусе оби-тают дошкольники. Воспитанники подготовительной группы «Под-солнышек» хором декламировали «Цветик-семицветик».

Недавно они вернулись с прогулки. В школьном дворе на игровой площадке выложена тактильная дорожка из разных материалов. Руками и ногами дети должны ощущать, из чего состоит мир – камень, песок, доску, деревянные пенечки, шершавый гравий. Учатся они переходить через мостик, преодолевать любое препятствие.

Самостоятельному передвижению по городу школьников учат в Кабинете ориентировки в пространстве и мобильности, где проходят занятия специального коррекционного курса для начальной, средней и старшей школы.

В комнате социально-бытовой ориентировки ребята учатся пользоваться обычными стиральными машинами, утюгами и гладильными досками. В столовой тоже не делают скидок на особенности зрения: посуда и все приборы здесь обычные.

В Школе действует правило правостороннего движения, как на трассе, во избежание столкновений.

Я остановила двух ребят. Выпускники Денис и Никита Егоровы торопились на дополнительные занятия по биологии, по которой им предстоит сдавать ЕГЭ.

Обучение в Школе-интернате №1 длится 12 лет, потому что целый год первоклашки осваивают шрифт Брайля.

Денис собирается в Институт физкультуры, а Никита любит математику, поэтому хочет поступить на информационные технологии в МГППУ, где есть оборудование для обучения незрячих студентов.

Участник конференции из Рязани Алексей Юрьевич Новохатский находился под большим впечатлением от московской Школы-интерната №1:

– У меня остаточное зрение 10-15 процентов. Я окончил подобную школу в Рязани и теперь работаю там системным администратором, обслуживаю компьютеры.

Наша школа тоже неплохая, но здесь в кабинете информатики у каждого компьютера брайлевский дисплей, брайлевский принтер. У нас во всей школе только два таких принтера, печатающих рельефным шрифтом.

На выставке в Экспоцентре я познакомился с представителями компьютерной фирмы. Надеюсь, инженер приедет к нам настроить технику. Заинтересовали меня и плееры для незрячих, которые я увидел на выставке.

Каждый специалист в ходе конференции, выставки и пресс-тура по реабилитационным учреждениям Департамента почерпнул ценную информацию, которой поделится в своем учреждении. Обмен опытом способствует распространению передовых технологий.

Юлия ПОПОВА ИСТОЧНИК "Культура здоровой жизни №5/2015. Победа живет в поколениях."

28 декабря 2020
Департамент добрых дел поздравляет с наступающим Новым годом!

Департамент добрых дел поздравляет с наступающим Новым годом!

Уходящий год научил нас справляться с трудностями и быть счастливыми, несмотря ни на что.

А в наступающем году давайте пообещаем себе помогать другим и стремиться быть лучше каждый день!

Благодарность от семьи Афанасьевых

Прошли консультации и курс занятий в вашем центре.Остались очень довольны работой всех сотрудников.Особую благодарность хочу выразить...

Добавить отзывВсе отзывы

  1. Ваши впечатления от сайта:

Форум: последние сообщения