Страницы: 1 2 След.
Дефектология и психологическая коррекция, Методы и методика развития мелкой моторики у детей с ДЦП
Я работаю дефектологом в психоневрологическом санатории. Ко мне за консультацией и помощью обращается много родителей с детьми, имеющими церебральный паралич. На занятиях с игрушками по развитию рук ребёнку с церебральным параличом предлагаю различные по трудности движения и действия (взять игрушку правильно из разных положений – сверху, снизу, сбоку, рассмотреть её, ощупать, поманипулировать ею).
Отрабатываю следующие действия:
1. Произвольное отпускание игрушки при укладывании её в коробку или по слову «дай».
2. Покатать машину.
3. Ловить сразу двумя руками мяч.
4. Снять – одеть колечки пирамиды, беря их всей кистью.
5. Наложить – снять кубики до 2 – 3 шт.
6. «Ладушки», «до свидания».
7. Собирать мелкие предметы двумя пальцами (пуговицы).
Эти виды заданий очень полезны для развития моторики рук. Советую родителям детей с ДЦП выполнять их.
У моего племянника ДЦП и родители отдали его в художественную школу, чтобы развивать моторику пальцев. И многие врачи советуют заниматься с такими детьми, например: очень хорошо, когда ребенок работает с пластилином или глиной, пытается что-то лепить. Пусть даже получается не очень хорошо, ребенка в любом случае нужно хвалить и подбадривать. Вообще любой вид творчества полезен. Вышивка, вязание, рисование - не только развивает моторику пальцев, но и кругозор ребенка.  Хорошо, когда ребенок задействован в каких-то спортивных конкурсах, с другими детьми.
А как насчет музыки? Слышала, что деткам с ДЦП полезно не только слушать музыку, но и играть на инструментах. Например, какие-нибудь дудочки, флейта? И слух развивает, интересно, полезно для моторики.
Наталья, да, занятия с музыкой могут очень даже помочь. Но начать стоит с простых логоритмических упражнений, чтобы развить способность ребёнка чувствовать такт, мелодию, ритм. Это и развитию речи тоже поможет. Потом можно и на инструменте начинать учиться, только выбирайте что-то не слишком сложное, флейта действительно неплохой выбор, можно попробовать ещё клавишные, хорошо развивает моторику пальцев.
Скажите, пожалуйста, а если ребенок с ДЦП рисует пальцами, а вернее ладошками. Это как-то сможет ему помочь в развитии моторики пальцев? Просто у моей сестры ребенок болен ДЦП и очень любит рисовать именно пальцами. А может надо все-таки заставлять рисовать кисточкой?
Я думаю заставлять не надо ни в коем случае, если ребенок рисует ладошками и ему это нравится, то пусть рисует. Другое дело пойти на хитрость. У моего племянника ДЦП, когда ему было где-то 4-5 лет, он тоже рисовал ручками, родителям говорили, что нужно, чтобы он рисовал кисточкой. Тогда его мама решила заинтересовать  ребенка, брала Борискины рисунки и показывала ему, как нужно обводить кисточкой, и как получается красиво, если обвести его рисунки по контуру или добавить точечки и пятнышки кисточкой. Ребенку понравилось, он стал лучше держать кисточку и сейчас он занимается в художественной школе.
Огромное спасибо за совет, Татьяна. Это действительно хорошая мысль - обводить рисунки кисточкой и добавлять точечки и пятнышки. Ведь так будет развиваться мелкая моторика пальцев. Как-то нам самим это в голову не приходилоsmile:). Думаю моей племяшке это подойдет.
Любой вид творчества развивает ребёнка, не важно что это, лепка, рисование или занятия музыкой. Главное чтобы у ребёнка был интерес и занимался этим делом он с удовольствием, а дефектолог может просто немного подсказать или направить.
Сергей я с вами согласна, но дефектолог как специалист необходим, хотя больше зависит от родителей и близких людей, которые окружают ребенка, но если есть возможность, то со специалистом ребенок должен заниматься, как можно чаще. А если специалист хороший, то это вообще замечательно!
Самое важное для развития моторики у детишек с ДЦП - это чтобы занятия были регулярными, с постоянно возрастающей нагрузкой,  поэтому, если есть возможность, лучше не отказываться от помощи специалиста в этом вопросе. Мы с племянницей ходили на такие занятия. Там ребятам раздавали трафареты и они рисовали с их помощью. Сначала это были простые линии и геометрические фигуры, затем более сложные рисунки. В принципе, такие трафареты можно сделать самим из картона. А еще там была такая игра - рисовать двумя руками круги и квадраты. Делали это вместе с родителями, у нас и то не у всех получалось, но было весело. Еще мы вместе делали такое упражнение: левую руку в кулачок, правую разжимаем, потом наоборот. Потом левую на ребро, правую в кулачок, и все время ускоряем темп.
Знаю из личного опыта, что деткам нравится играть с крупами. Просто они тоже меленькие и могут развивать мелкую моторику. Деткам с ДЦП не так и сложно найти развивающее занятие даже дома, где особо нет специальных игрушек и ее обитатели не знают о методиках развития. Мы очень любили перебирать фасоль и горох. Просто я смешивала их в одной емкости и давала разбирать. Брать нужно только двумя пальцами, они маленькие и это достаточно трудно сделать. Но практика и ежедневные занятия и все получится у малыша, просто нужно всегда его хвалить за успехи, никогда не забывайте этого делать.
Перечитала тему и поняла, что действительно многое ведь действительно рядом в нашей повседневной жизни. У нас тоже проблемы с мелкой моторикой, причем многое не совсем получается. И самое обидное, что когда ребенок видит, что у него не получается, теряет интерес. Я попробовала хитрить, он любит маме помогать, на этом и играем: рассыпаю спички и прошу помочь собрать так как сама мол не могу наклониться. И он так старается, что собирает все. Теперь попробуем и другие способы о которых прочитала здесь.
А моя сестра с племянницей (у девочки ДЦП) тоже разбирает крупы. Только не фасоль и горох, а фасоль и бобы. Горох ей пока еще тяжело взять двумя пальчиками. А вот что покрупнее, то берет хорошо. Думаю, что придет время и наша девочка перейдет к гороху. Со спичками тоже интересная идея. Обязательно попробуем, если получится у ребенка, то это будет большой прогресс.
Татьяна, конечно получиться. Просто все не так быстро. Есть детки, которые любят заниматься и усердно это делают и еще и родителям напоминают о занятиях, а есть такие, которых нужно подстегивать и уговаривать. Но даже когда мы солим блюдо - мы разрабатываем ручки, это тоже мелкая моторика. И многие детки любят это делать. Они ведь настоящие помощники. Можно почаще просить помогать именно в этом деле. Еще можно постараться делать поделки. Мы просто намазывали поверхность листика клеем и наносили на него манную крупу. Движения тоже должны быть такими, как будто вы солите что-либо. Вот так немного нужно делать на бумаге снежок, может даже снежные сугробы. Только с первого раза может не очень красиво получиться. Ничего - пробуйте еще раз. Самое главное хранить все эти поделки и еще и еще раз хвалить малыша. Так он будет стараться и улучшать свои умения.
Очень хорошие упражнения для развития мелкой моторики у детишек с ДЦП, а так - же  дифференцированных движений пальцев рук:
Шнуровка

Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.);
г) выполнить обмётку через край;
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

Методика работы с трафаретами и лекалами

При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку.
На последующих занятиях дети строят из геометрических фигур разные предметы, заштриховывают их и составляют смысловые композиции. Можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие. Можно использовать Игры в картинки. Затем в штриховку можно включить элементы букв. Штриховка в этот период выполняется фломастером. Дети могут заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д.
. Пальчиковая гимнастика.
Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. Обычно используют опыт таких авторов, как Ипполитова М. В. (1980), Дудьев В. П. (1995), Цвынтарный В. В. (1995).

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Еще существуют очень хорошие методики массажа для развития моторики рук в домашних условиях. Массаж не сложный и родители сами могут делать его ежедневно по 3 - 5 минут. Но чем раньше начать делать массаж, тем более эффективнее будет результат.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук:
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
— Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
— Самомассаж ладоней.
— Самомассаж пальцев рук.
Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
— собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
— нанизывание колец на тесьму;
— работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
— сортировка монет;
— перебор крупы;
— работа со спичками;
— работа с бумагой;
— лепка (глины, пластилин, тесто);
— шнуровка на специальных рамках, ботинок;
— завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
— игры с песком, водой;
— наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
— закручивание шурупов, гаек;
— игры с конструктором, кубиками;
— рисование в воздухе;
— рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);
— рукоделие.
Спасибо всем за интересные идеи!
Я на занятиях с детками активно использую рисование пальчиками (красками и пластелином), рисование на манке, рисование с трафаретами и дорисовывание - рисую платье и прошу сделать горошек или божью коровку без точек или мухомор без пятнышек на шляпке, кошку без хвоста и усов, рыбку без воды и детки дорисовывают недостающие детали. Иногда с детками со сложной формой ДЦП мы рисуем фон будущей работы - берем паролон, вмакаем в краску и делаем фон. Когда фон высыхает я беру заранее купленные объемные наклейки и мы с ребенком их отклеиваем от основы, смотрим, как лучше разместить на листе так, чтоб в итоге получилась картинка. Клеим рамочку и работа готова. Детям в радость. Всем родителям советую вешать работы дома, хвалить и подбадривать.
Еще на занятиях беру тазик, засыпаю туда орехи и игрушки-киндеры, прошу ребенка достать все игрушки. Беру тканевый мешочек и кладу туда игрушки из разного материала и формы (иногда показую, что кладу) и прошу ребенка нащупать и достать ту или иную игрушку.
Очень полезно для мелкой моторики чистение яиц и вареной картошки. Мы очень часто рвем бумагу, комкаем салфетки.
Для себя еще я отметила пользу оригами в занятиях не только для моторики рук, но и для образного мышления, пространственной ориентации.
Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, кота и т.д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребенка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение.
Я прошу деток провести пальчиком по сгибу, сделанному мной, а те дети, руки которых достаточно рабочие, делают модель сами по моему образцу. Из таких моделей можно делать панно и картины, наклеив их на бумагу и дорисовав детали.
Причин успеха занятий оригами много:
- во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все , что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей;
- освоить технику оригами очень легко, в
любом возрасте, как детям, так и взрослым;
- результат достигается быстро;
- имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она
обязательно получится красивой, и залог этому – сама природа этой техники конструирования, линий;
-есть возможность руководить "процессом", то есть вносить изменения в фигурки.
Я, увидев, как племяшка теребит и пытается ухватить пальчиками бахрому и шнурочки от покрывал, придумала ей целую игру со шнуркам и нитками мулине. Сначала мы плели простенькие косички и петельки, потом несложные браслетики, кисточки помпончики и т.п. И весело ребёнку, и цвета мы так выучили и с моторикой поработали хорошо.
Самое любимое наше упражнение - это колечки. Конечно сначала не получалось, но с усердием и терпением мы ждали момента, когда все получится. И теперь с великим удовольствием очень частно одеваем колечки. Да, даже я сам участвовал в этом процессе и у меня развилась ещё сильней моторика. Очень хорошее упражнение, а главное очень полезное!
А не сложно ли больному ребенку заниматься искусством оригами? Это для здоровых то людей непростое занятие, а для больных деток тем более. Справляются ли дети с оригами, что они могут сложить из бумаги: самые простые фигуры или получается что посложнее?
Юлия, оригами, как любой вид творчества делает человека более открытым, дает возможность для самовыражения, пробуя свои силы и достигая поначалу даже небольших успехов, растет самооценка и самоуважение, всё это стимулирует к дальнейшей деятельности и распространяется на все сферы жизни. Начинать, как и во всём нужно с простого задания, в дальнейшем переходя к более сложным. И даже простая фигура, сделанная самостоятельно или с помощью педагога (родителя) дарит ребенку осознание собственной компетентности и значимости.
Страницы: 1 2 След.

Благодарность от семьи Афанасьевых

Прошли консультации и курс занятий в вашем центре.Остались очень довольны работой всех сотрудников.Особую благодарность хочу выразить...

Добавить отзывВсе отзывы

  1. Ваши впечатления от сайта:

Форум: последние сообщения

hydra (вчера)

как зайти на hydra (вчера)

как зайти на hydra (вчера)

Выкуп авто (вчера)

hydra (позавчера)

Весь форум