Страницы: 1
Как оценить интеллект у ребенка?
Наткнулась на такую информацию. Конечно, интеллект понятие обширное, но ученые выделили 7 основных характеристик оценки его уровня:
1. Способность к счету и математическим действиям
2. Способность понимания устной речи
3. Словесная гибкость, т.е. как ребенок может находить нужные слова для изъяснения
4. Ориентирование в пространстве, представление о различных формах
5. Память
6. Рассуждение
7. Быстрота восприятия отличительных особенностей предмета.
Ну вот все относительно. Может быть с характеристиками, частично, я и согласна. Но вот тут не описано как именно проводится оценка интеллекта? Есть какие-то баллы за каждый пункт? И еще не описано в каком возрасте и что нужно знать. И еще все достаточно относительно. Абсолютно здоровые детки иногда не говорят лет так до 3х, а то и до 4х. Помню, что ходила со своим племянником к психологу, притом так, чтобы никто не знал. Да, она у него спрашивала много вопросов и о формах, и о цифрах, и в общем о погоде поговорили). Просто каждый из нас индивидуальность, вот он решил начать поздно разговаривать, но абсолютно все понимал, что ему говорили. Просто не хотел отвечать. А у деток с ДЦП иногда с речью бывают проблемы, но тут все в руках родителей. Так как нужно объяснить, что нет ничего страшного в том, что слово не получается сказать целиком, не страшно забыть его и назвать по-своему. Вы любите и понимаете его в любом случае.
Юлия, есть определённые «нормативы» интеллектуальной показателей деятельности для каждого возраста. Но вот мне лично они никогда не нравились. Действительно, уж очень всё относительно получается, слишком усреднена эта «норма», сложно в ней учесть индивидуальность каждого ребёнка. По той же причине очень не люблю разнообразные «тесты на интеллект». По-моему какие-то заключения можно делать только после тщательного и комплексного обследования, с достаточно длительным наблюдением ребёнка в различных ситуациях.
Нормативы все понятия относительные и все они придуманы для того, чтобы человек, который тестирует не сильно думал: сказал ваш ребенок то и это, значит может идти в садик, не сказал, значит нельзя. И лишь немногие стараются вникнуть в состояние самого ребенка, ведь бывает детки с ДЦП умеют многое другое, что иногда здоровым не под силу.
Все эти нормы не всегда подходят даже для здоровых деток, не говоря уже о не очень здоровых. Как уже сказали выше, дети разные и один малыш уже в полтора года разговаривает почти идеально, а другой начнет говорить только в три годика. Конечно, нужно заниматься и стараться "подтянуть", но мерить всех одной меркой не слишком разумно.
Девочки, привела информацию просто для ознакомления.smile;) Я и не говорила, что это истина в последней инстанции. Конечно, все разные: и дети, и взрослые. Это всего лишь основные моменты, на которые обращают внимание специалисты. Они не общаются с ребенком круглосуточно, как мама и не знают его с рождения, но они не один год проходят обучение и проводят свои исследования. Эти пункты имеют под собой основания. Это всего лишь повод для размышленийsmile;)
Вы знаете, мою дочь в пять лет протестировал психолог на предмет готовности к школе. Девочка оказалась готова по умственному развитию (считала она у нас с трех лет) и мы записали ее в школу с шести лет. А вот уже одиннадцатый класс она заканчивала с огромными трудностями по математике. Зато гуманитарные предметы шли хорошо. Сейчас доча учится в Институте Телевидения и Радиовещания. Так что, способность к математическим действиям вообще не показатель. Просто у одних математический склад ума, а у других гуманитарный. Еще многое зависит от учителей. Ведь способности можно, как развить, так и загубить.
Татьяна, вот это еще раз доказывает, что дети разные. Вот расскажу пример из личного опыта. Нам с дочкой пришло время идти в сад, и в нашем саду, чтобы поступить в него есть определенные требования. В общем забрали моего ребенка на тесты. Нам еще нет и трех лет, но она отлично разговаривает и знает цифры, некоторые буквы и 10 геометрических фигур.  О зверях и птицах и цветах  я молчу - это мы знаем давно. Но вот ее забрали и стали говорить а ее знаниях. Проверяли счет и цвета, а она не отвечала. Притом, что знает все это хорошо, но она зажалась, просто потому, что спрашивала это все незнакомая тетя. Потом ей включили музыку и попросили потанцевать, на что она ответила отказом. Ну вот как тут оценить интеллект? Мне сказали, что она еще не готова к саду. А я вот стояла и думала а кто тогда готов? И как можно сразу решить и отвечать на все вопросы если ты до этого вообще не знал, что такое воспитатель и детский сад. Вот так и все эти оценки интеллекта тоже не совершенны. Я думаю, что проверку обязательно должен делать человек, которому доверяет ребенок.
Совершенно с Вами согласна, Юлия. Вот и Ваша история подтверждает мои слова - все зависит от педагога, который работает с ребенком. Вспомнилась мне еще одна история; у моей подруги сын, когда пошел в школу, то учительница вместе с директором и психологом, посоветовали маме перевести его в школу для умственно отсталых детей, потому что ребенок был неусидчивый и мог уйти с урока, сказав, что ему не интересно. А ему было действительно не интересно. Ребенок читать начал в три года, при этом его этому никто не учил. Но ребенок-то вундеркинд. Школу он закончил с золотой медалью, победил во всех олимпиадах по Северо-Западному округу за пять лет, сейчас учится в институте на одни пятерки и собирается в аспирантуру. Учитель математики в школе еще в восьмом классе сказал, что ему больше нечего дать этому ребенку, так как он уже больше него знает по всей школьной программе. Вот и получается, что те, кто оценивали его интеллект в начальной школе, сами оказались не профессионалами.
Юлия, Татьяна, полностью с вами согласна. У меня старший сын отлично читает с пяти лет, считает, есть способности к английскому языку. В первом классе учился прекрасно, но ему становилось все скучнее. Сейчас он во втором и, чтобы ему было интересно учиться, мне постоянно приходится находить для него интересные дополнительные задания. Покупаю ему книжки с логическими задачами, разными нестандартными заданиями по математике, развитию речи и тому подобное. Иногда чувство такое, что в школе им вообще не занимаются, он же все сам может решить и написать. Вот учительница и занимается другими детьми, которые не так хорошо учатся. В результате мой ребенок остается без внимания учителя и совершенно теряет интерес к учебе.
Виталина, мне кажется, стоит поискать другую школу, выше уровнем. Иначе желание учиться у ребенка быстро отпадет. Может, попробовать лицей какой-то? Вы же лучше знаете сына. Посмотрите, к чему он больше склоняется? К английскому? Есть школы с углубленным изучением одного или нескольких языков. Я бы не закрывала глаза на такое.
Оценить интеллект ребенка сложно даже при наличии массы тестов и методик, а особенно, когда мы говорим о ДЦП, где страдает не только физическое тело, но и умственные способности, память, внимание. Это долгий процесс, основанный на наблюдении в первую очередь. Странно, что нет методик для деток ДЦП, но с другой стороны, специфика заболевания такова, что проверить когнитивные способности по единым меркам для всех нельзя.
У меня в практике было два случая, когда светила мысли, назовем их так, из вполне авторитетного учреждения поставили на двоих мальчиках крест, сообщив их родителям, что они никогда не смогут говорить, ходить, думать, запоминать и т.д. и не стоит в детей вклалывать деньги. Сейчас одному из этих мальчиков 6 лет, говорит без умолку, различает цвета, фигуры, учит стихи, ходит за руку и сам на коленях, рисует. Второму 4 - не говорит, но программу детского сада для его возраста в облегченной форме усваивает. Это я к тому, что единое тестирование в таких случаях невозможно и, если один специалист не видит перспектив, то другой захочет их увидеть и покажет, на что ребенок способен, а на что нет.
Нужно очень много работать с детками ДЦП, чтоб получить результат, пусть через год или два, но он будет и использовать для этого максимум возможностей самого ребенка и среды, в которой он находится. Нужно создать развивающую среду, благоприятные условия и тогда вы все увидите в своем ребенке.
Я на занятиях использую различные варианты упражнений, чтоб увидеть потенциальные возможности, зоны ближайшего и дальнего развития. Слежу за тем, как ребенок себя ведет - пассивно или активно, рассеянно и невнимательно или импульсивно, неусидчив или усидчив, агрессивен или спокоен, вовлечен или отстранен, миролюбив и спокоен, внимателен и сосредоточен, проявляет ли он творческие действия или стереотипные. Это наблюдение дает мне возможность оценить способности ребенка к тому или иному виду деятельности, увидеть склад ума, если можно так выразиться, разработать программу действий и действовать.
Я никогда не подвожу всех под одну линеечку, все дети разные и развиваются в своем темпе.
Ольга Хлебец, Вы очень правильно говорите. Дети все разные и у всех разные интересы, способности, склад ума. У всех разный темперамент. Поэтому я и говорила ранее, что нельзя всех мерить по одним стандартам.

Наталья Телюватьева, мы тоже думаем над тем, чтобы сменить школу. Просто сын сдружился со своим классом, у него много друзей. Как сложится в другой школе, трудно сказать.
Юлия Бессонова пишет:
Притом, что знает все это хорошо, но она зажалась, просто потому, что спрашивала это все незнакомая тетя.
Абсолютно такая же история произошла у моей дочи при тестировании для поступления в школу. Она полчаса вежливо молчала на все вопросы тети, а вернувшись домой, подробно рассказала условия всех задач и их решения. Мой вопрос, почему она так же бойко не пообщалась с тетей, доча проигнорировала. У нас на выбор были две школы. Пошли тестироваться в другую, все прошло без проблем. То ли маленькая и уютная школа ей больше понравилась, то ли тетя нашла подход к моему ребенку, то ли все вместе. Думаю, от человека почти в любой ситуации много зависит, а в общении с детьми тем более.
Согласна, все дети разные - кто-то бойкий и общительный и сразу вступает в контакт даже с незнакомыми людьми, но таких детей мало. В основном, все молчат и не реагируют на вопросы посторонних людей, если не сказать боятся! Конечно, это черта характера, но , я  думаю,  это и заслуга родителей. Все мы запрещаем своим детям разговаривать с незнакомыми людьми...
В данных случаях многое зависит от врача, который тестирует детей для поступления в садик или школу! Он должен найти общий язык с ребенком и расположить его к себе. К сожалению, некоторые этого не делают.
Расскажу историю. Моя знакомая проходила практику как раз у такого врача.  Кроме неё в кабинете находилось еще несколько практикантов. Зашли мама с девочкой 7 лет. Врач сразу начал спрашивать имя, фамилию, адрес у ребенка. Девочка не ответила ничего. И врач отправила их домой, сказав, что ребенок не готов к школе, так как не может ответить на элементарные вопросы. А девочка, всего-навсего, испугалась большого количества присутствующих!
Елена, это очень часто случается с детьми. Помню, когда в детсад сына оформляла, проходили врачей. Зашли к психиатру, он достал книжку с картинками и давай спрашивать сына, что там нарисовано. Малой серьезно и обстоятельно все рассказал, очень понравился врачу. Потом заходим к невропатологу, сын сразу же начал реветь и ни слова не сказал, хоть как его не спрашивали.
Да, не все дети будут отвечать на вопросы незнакомых взрослых людей и даже присутствие мамы не может спасти положение. Не знаю, почему специалисты делают выводы о каком-то неправильном развитии ребятишек на основании теста. С ребенком нужно пообщаться дома, посмотреть на него со стороны.
Ну есть определенные стандарты, которые нужно выполнять, но не значит, что если вы это не умеете - с вами что-то не в порядке. Вспомнила историю, когда моя подруга паниковала, что ее 6-ти месячная дочь не умеет сидеть и даже не старается этого делать. В поликлинике просто отводили глаза и говорили поездить по врачам, возможна угроза ДЦП. Она как ужаленная стала ездить и везде к ней относились как к умалишенной. Ну кто сказал, что сесть нужно обязательно в 6 месяцев? Это средняя дата, ребенок это может сделать и в 5 месяцев и в 7. Нет в этом ничего страшного и не нужно слушать умников в халатах с ее поликлиники. И действительно девочка села позже, пошла тоже поздно, почти в 1,5 годика, но потом так никто не переживал. Ну да, она такая, но что теперь делать то? Зато скороговорки уже в год говорила, у нее другие таланты. Просто пишу это для мам, если у вашего ребенка специалист выявил отклонение, не следует плакать и рыдать, просто подтвердите этот диагноз у другого врача или опровергните его, сходите еще к нескольким специалистам, ищите и найдете.
Виталина Лисовская пишет:
Ольга Хлебец, Вы очень правильно говорите. Дети все разные и у всех разные интересы, способности, склад ума. У всех разный темперамент. Поэтому я и говорила ранее, что нельзя всех мерить по одним стандартам.

Хочу подтвердить вашу правоту фактом из истории. Учился мальчик в школе, учителя считали его дебилом, даже родители стали водить сына по врачам: уж больно он был рассеянным, медлительным. Но мальчик вырос, и его имя стало известно всему миру - Альберт Эйнштейн. А где имена тех, кого учителя ставили Альберту в пример?
Страницы: 1

Благодарность от семьи Афанасьевых

Прошли консультации и курс занятий в вашем центре.Остались очень довольны работой всех сотрудников.Особую благодарность хочу выразить...

Добавить отзывВсе отзывы

  1. Ваши впечатления от сайта:

Форум: последние сообщения

Гидра (17:18)

hydra (вчера)

как зайти на hydra (вчера)

как зайти на hydra (вчера)

Выкуп авто (вчера)

Весь форум