Что должны знать родители ребенка-инвалида о прохождении ПМПК

Что должны знать родители ребенка-инвалида  о прохождении ПМПК 13.07.2018 Специалисты ПМПК имеют право прописывать ту образовательную программу, те специальные условия получения образования, которые они считают нужными для Вашего ребенка.
Например, АООП для детей с ДЦП или АОП с учетом психофизических возможностей для ребенка с НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата) . Это различные пути. АООП предполагает, что ребенок будет обучаться в специализированной школе/детском саду для детей с двигательными нарушениями, либо в массовой общеобразовательной школе/массовом детском саду, но в отдельно выделенном классе/группе ДОУ, в котором реализуется полностью адаптированная основная общеобразовательная программа  (АООП).
Если родители решают, что их ребенок (вне зависимости от тяжести нарушения, особенностей развития) будет учиться в общеобразовательной организации (детском саду или массовой школе), - это инклюзивное образование. При этом образовательная организация на основании рекомендаций ПМПК должна разработать адаптированную образовательную программу (АОП), ориентированную исключительно на Вашего ребенка. АОП разрабатывается на основе соответствующей примерной АООП (ее варианта для ребенка с ОВЗ), которая и рекомендуется в заключении ПМПК.
При этом Вы должны быть готовы к тому, что специальные образовательные условия (СОУ), при которых их ребенку может быть оказана психолого-педагогическая помощь и разработан индивидуальный образовательный маршрут, образовательная организация сможет создать только после прохождения ПМПК и получения соответствующего Заключения.
В случае, когда родители отказываются проходить ПМПК или не приносят в школу/детский сад ее заключение – организация обязана (по Закону об образовании РФ) обучать и развивать Вашего ребенка на общих условиях, без оказания любой специализированной помощи (в том числе и помощи логопеда и психолога).
Такая ситуация связана с подушевым финансированием, которое в случае обучения ребенка-инвалида в г. Москве изменено в 2-3 раза по сравнению с стоимостью образования обычного ребенка, не имеющего инвалидности. Но использовать это увеличенное финансирование для создания СОУ образовательная организация может только при наличии Заключения ПМПК.
Право выбора, где и в какой школе учится, есть только у родителей. Именно они решают в инклюзивном образовании или в образовательной организации, реализующей АООП (то, что раньше называлось специальным образованием) их ребенок будет обучаться.
В случае, если родители не согласны с той программой (АОП или АООП), которую рекомендуют специалисты ПМПК, они могут обжаловать эти рекомендации на конфликтной комиссии ЦПМПК (Ул Фадеева, д.2).
Родители имеют право участвовать в обсуждении результатов проведенного обследования, обсуждать со специалистами ПМПК специальные образовательные условия, рекомендуемые ребенку в соответствии с его возможностями, дополнять эти условия с учетом их знания своего ребенка и рекомендаций ИПРА. Но все это должно опираться на имеющиеся стандартизированные  пакеты специальных образовательных условий (см. ссылку ниже).
Документ, называемый «Заключение ПМПК» для родителей является рекомендательным. То есть ни один специалист не может заставить родителей следовать этим рекомендациям. В то же время, для образовательной организации, куда поступит Ваш ребенок, выполнение этих рекомендаций является обязательным (на основании Закон об образовании в РФ).
Будет правильно, если родители ребенка-инвалида принесут с собой оригинал и копию (для ПМПК) ИПРА, в которой в разделе «Психолого-педагогическая реабилитация» будут хотя бы минимально заполнены графы, касающиеся образования ребенка и другие мероприятия по его абилитации и психолого-педагогическому сопровождению.  В ряде случаев МСЭ запрашивает именно заключение ПМПК для того, чтобы заполнить именно этот раздел. В этом случае желательно иметь при себе документ (запрос) из Бюро МСЭ.
Родителям имеет смысл объяснить при этом специалистам ПМПК, что именно от их внимательного и профессионального решения зависит весь объем психолого-педагогической помощи ребенку. В том числе, и потребность в специалисте сопровождения (ассистент/помощник или тьютор (Приказ МО № 1015 – только для детей школьного возраста) – в соответствии федеральным Приказом № 1082 о деятельности ПМПК), который может быть оплачен органами социальной защиты только в том случае, если он «прописан» в ИПРА.
Родителям необходимо знать хотя бы в общих чертах, какие специальные образовательные условия могут быть рекомендованы на ПМПК. Естественно, что для каждого конкретного ребенка они будут индивидуально обоснованы и должны быть в определенной степени детализированы в заключении ПМПК.
В тоже время следует помнить, что специалисты комиссии имеют право «прописать» эти условия в общем виде (по федеральному законодательству), не детализирую их. То есть родители не могут настаивать на тщательной детализации СОУ, но должны проследить, чтобы все пункты Заключения ПМПК были в нем отражены в соответствии с особенностями Вашего ребенка. Имеет смысл очень внимательно прочитать Приказ Министерства образования и науки РФ № 1082 от 20.09.2013 о деятельности ПМПК, чтобы знать какие пункты в обязательном порядке должны быть в Заключении и как они могут/должны быть детализированы специалистами ПМПК.
В целом специальные образовательные условия, которые составляют основную часть заключения, имеют следующий вид:
•    Рекомендуемая образовательная программа  помимо основной образовательной программы, реализуемой в общеобразовательных организациях имеются: АОП, АООП, СИПР (для вариантов х.3, х.4 ФГОС для детей с ОВЗ) – каждая для соответствующих категорий детей, их психофизических особенностей (Приказ МО РФ № 1598 и Приказ МО РФ № 1599)
•    Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)
•    Форма получения образования (классно-урочная; надомная, семейная, с использованием дистантных технологий)
•    Специальные приемы и методы обучения
•    Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы
•    специальные технические средства обучения (в первую очередь, для детей с нарушениями слуха, зрения), специальное оборудование «под» ребенка (например, вертикализатор для ребенка с ДЦП и т.п.);
•    доступ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
•    услуги ассистента (помощника - согласовано с ИПРА),  тьютора
•    Основные направления коррекционных занятий специалистов (должны быть прописаны направления коррекционно-развивающей работы каждого из рекомендуемых специалистов: дефектолога, психолога, логопеда, специалистов других  профессий) желательно с указанием направлений их деятельности)
•    другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. В случае необходимости это может быть : например, питание принесенной из дома пищей, наблюдение профильного врача, получение специализированной коррекционной помощи в других, помимо основной, образовательных организациях и учреждениях (сетевая форма).
Сама процедура ПМПК предполагает:
1.    Без Вашего личного присутствия или присутствия Вашего доверенного лица (подтвержденного нотариально оформленной доверенностью) ребенок не может быть обследован специалистами.
2.    Внимательно прочитайте список документов (сайт ЦПМПК: http://ocpsmds.mskobr.ru/cpmpk/roditelyam/dokumenty_dlya_prohozhdeniya_cpmpk/), которые должны быть представлены Вами на ПМПК. Имейте ввиду, что заключение врачебной комиссии (справка ВК) должна быть получена Вами либо в поликлинике по месту жительства или регистрации, но это учреждение в обязательном порядке должно быть в списке учреждений здравоохранения г. Москвы, имеющих право выдавать данный документ в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы № 297 от 01.04.2013. Форма документа представлена там же (сайт ЦПМПК).
3.    Однако, в соответствии с федеральным законодательством (Приказ МО РФ № 1082) ПМПК может запрашивать при необходимости и иные медицинские документы (подробную выписку из медицинской карты, заключения профильным специалистов и т.п.).
4.    Если ребенок проходит ПМПК впервые, то такое обследование может проводиться только в индивидуальной форме (специалисты-ребенок) и не должно проходить в форме группового мониторинга.
5.    С ребенком одновременно или последовательно в работу должны быть включены три специалиста: учитель-дефектолог (соответствующего нарушению ребенка профиля: сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог), педагог-психолог и учитель-логопед;
6.    Внимательно соотнесите количество специалистов (каждый из них должен Вам представиться) и поставить свою личную подпись на бланке Заключении ПМПК в конце обследования.    По закону (Приказ МО РФ №1082) полностью оформленное заключение (с печатями и подписью руководителя ПМПК) Вам обязаны выдать на руки в течение 5 рабочих дней. Для Вашего сведения: руководитель ПМПК не обязан присутствовать на обследовании.
7.    Подписывая после обследования заключение ПМПК, внимательно сверьте количество специалистов, работавших с Вашим ребенком, и если в заключении ПМПК Вас не устраивают рекомендации специалистов, Вы имеете полное право требовать проведения повторного обследования на конфликтной комиссии. В случае любого Вашего несогласия Вы также имеет полное право требовать проведение повторного обследования на конфликтной комиссии. Это необходимо обосновать в заявлении.
8.    Помните, что специалисты ПМПК могут ошибаться как и все другие люди, но должны исправлять свои ошибки, в том числе, и на конфликтной комиссии. Вы должны знать условия, необходимые Вашему ребенку для получения образования в определенной степени даже лучше специалистов, которые только что познакомились с ним.
Поэтому:
1.    Постарайтесь заранее проконсультироваться у одного-двух независимых специалистов, обладающих профессиональным опытом в области тех особенностей развития, которые присутствуют у Вашего ребенка.
2.    Получите у них письменные рекомендации по организации образования Вашего ребенка – неважно, какого он возраста – 2-3 месяца или 12-13 лет!
3.    Обсудите с ними процесс прохождения ПМПК и важные моменты этого консультирования.
4.    Хороший специалист всегда знает ситуацию в городе с теми образовательными организациями, которые ориентированы на таких детей как у Вас. И они могут порекомендовать перед прохождением ПМПК съездить в такую организацию (желательно, наиболее близко расположенную от Вашего места жительства), поговорить с кем-то из администрации, с родителями детей, уже обучающихся в этой школе иди детском саду.
5.    Возможно есть какая-либо информация об этой организации на родительских форумах – это поможет Вам сориентироваться, насколько она подходит Вашему ребенку.
6.    Когда Вы будете обладать в той или иной степени подобной информацией, Вы сможете аргументировано обсуждать конкретную образовательную ситуацию со специалистами ПМПК в процессе обследования, что позволит специалистам более адекватно и полно «прописать» специальные условия получения образования для Вашего ребенка.

Возврат к списку

Благодарность от семьи Афанасьевых

Прошли консультации и курс занятий в вашем центре.Остались очень довольны работой всех сотрудников.Особую благодарность хочу выразить...

Добавить отзывВсе отзывы

  1. Ваши впечатления от сайта: