Как организовать жизнь для ребенка с ментальными нарушениями в самоизоляции: советы для родителей

Как организовать жизнь для ребенка с ментальными нарушениями в самоизоляции: советы для родителей Как организовать жизнь для ребенка с ментальными нарушениями в самоизоляции: советы для родителей 20.04.2020
В каких бы мы условиях ни жили — в просторном доме или в небольшой квартире, всем без исключения на вторую-третью неделю карантина становится непросто переносить нахождение в замкнутом пространстве и общение с узким кругом людей. Семья, где растет ребенок с ментальными нарушениями, также сталкивается с трудностями, связанными с вынужденной изоляцией. Кроме того, в таких условиях чаще всего усугубляется и психофизическое состояние их сына или дочки. О том, как преодолеть это непростое время, сохранить себя, не потерять самообладание и использовать самоизоляцию для помощи себе и своему ребенку, рассказывают специалисты ЦССВ «Юнона».

ХОРОШО РОДИТЕЛЯМ — ХОРОШО РЕБЕНКУ

Конечно, крайне сложно проводить много часов в день с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Родителям всегда нужно помнить, что настроение их ребенка напрямую зависит от их собственного.

«В первую очередь думайте о себе, управляйте своим психоэмоциональным состоянием, воздействуйте на себя с помощью слов, мысленных образов. Управляйте мышечным тонусом и дыханием. Здесь важны любые мелочи: различные движения типа потягивания, расслабления мышц, хорошо подышать свежим воздухом из открытого окна. Подумайте о чем-то хорошем, приятном, пересмотрите фотографии», — советует педагог-психолог Светлана Мартыненко.

Вот некоторые дыхательные упражнения в помощь родителям.

Первое. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Второе. Глубоко вдохните. Задержите дыхание так долго, как сможете. Затем сделайте несколько глубоких вдохов и снова задержите дыхание. Выдохните.
РЕЖИМ — ОСНОВА СПОКОЙСТВИЯ

Когда мы находимся постоянно дома, каждому члену семьи нужно обеспечить личное время и пространство. Для ребенка с ментальными нарушениями важно сохранить привычный жизненный ритм. Обеспечить это может расписание, составленное на время пребывания дома. Причем важно, чтобы оно совпадало с режимными моментами учреждения, в котором ваш ребенок обучался или находился до самоизоляции.

«Старайтесь уложить его спать, разбудить утром в то же время, что и в вашем учреждении, придерживайтесь того же режима питания. Не сбивая его с привычного ритма, вы предотвращаете срывы у вашего ребенка при возвращении его в учреждение», — отмечает Булгана Басангова, замдиректора по социальной и воспитательной работе.

Все дети школьного возраста сейчас обучаются дистанционно. Узнайте у вашего воспитателя или учителя домашние задания и по мере возможности делайте их со своим ребенком. Если не получается сразу выполнить то или иное задание, не ругайте ребенка и не опускайте руки. Возможно, ребенок именно сейчас не готов к восприятию этого материала или вы объясняете материал не так, как он привык в школе.

«Просто отпустите ситуацию и вернитесь к этому заданию позже. Можно проконсультироваться с учителем или воспитателем о том, как именно объяснить ребенку данную тему или помочь ему выполнить задание. В некоторых случаях стоит обратиться к педагогу-психологу. Мы всегда рядом с вами, всегда готовы помочь, не забывайте об этом», — говорит Светлана Мартыненко.

ХОББИ, УБОРКА И ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Карантин — лучшее время, чтобы заняться своим хобби и показать своему ребенку ваше любимое занятие с самых разных сторон. Подумайте, как увлечь им ребенка с ментальными нарушениями. «Приложите к этому усилия, тогда и вам в дальнейшем легче будет планировать день, да и жизнь вашего ребенка будет интереснее. Не забывайте, сегодня многое можно посмотреть и послушать в области культуры и искусства в режиме онлайн. А наши дети любят и смотреть, и слушать, тем более мелодичную красивую музыку. Воспользуйтесь этим», — советует Булгана Басангова.

Помимо игр и чтения займитесь вместе с ребенком домашней бытовой работой. Пусть он протрет пол или стол, уберет посуду или научится пылесосить. «Если у него уже есть какие-то определенные домашние обязанности, добавьте к ним задания чуть-чуть посложнее. Так ребенку будет интереснее», — отмечает Светлана Мартыненко.

ПРАВИЛО «ТРЕХ П»: КАК БОРОТЬСЯ С НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Именно сейчас у вас в семье настал подходящий момент, чтобы найти подход к своему ребенку, попытаться изменить его поведение к лучшему. Постарайтесь найти золотую середину между чрезмерной строгостью и попустительством.

Для ребенка с ментальными нарушениями плохое поведение — это самый эффективный и, к сожалению, нередко единственный способ привлечь внимание к себе и попытка сообщить о своих нуждах. Дурное поведение в различных ситуациях может означать: «Не знаю, как дальше», «Мне трудно», «Я устал», «Надоело, хочу заниматься чем-нибудь другим».

Понять, чего хочет ваш ребенок, можно с помощью правила «трех П».

Причина— что привело к плохому поведению ребенка.
Поведение— что делает ребенок и какую реакцию это вызывает у вас.
Последствия— что получит ребенок в результате своего поведения.
В каждом конкретном случае родитель должен четко знать, что привело к плохому поведению ребенка, что именно он делает в это время, какова реакция семьи на его поведение и что в результате своего поведения он получит. Если ребенок каждый раз добивается своим поведением желаемого, стоит задуматься над своей реакцией и поменять свою модель поведения.

Анализируя нежелательное поведение по этому правилу, вы обязательно заметите, что ребенок срывается в определенных ситуациях. Если это происходит от того, что ему становится скучно, нужно просто вовремя предложить ему смену занятий.

«Допустим, ребенок сердится, когда вы говорите по телефону. Соберите коробку с игрушками и поставьте возле телефона. Звонит телефон, вы поднимаете трубку, а ребенку даете коробку с игрушками. Таким образом вы сумеете предотвратить негативную реакцию вашего ребенка», — объясняет Светлана Мартыненко.

БАЛАНС МЕЖДУ КРИТИКОЙ И ПОХВАЛОЙ

Очень важно даже в случае проблемного поведения стараться сохранять позитивный настрой и помнить: на одно критическое замечание ребенку должно приходиться одно положительное высказывание.

Вознаграждение за хорошее поведение и игнорирование плохого хорошо работает как регулятор поведения ребенка с ментальными нарушениями. Надо помнить, что, ругая ребенка, мы своего рода награждаем его: ведь он привлек к себе внимание, а наша задача — дать ему понять, что это не работает.

Проявляйте чаще внимание к ребенку во время хорошего поведения. Найдите то, за что его можно похвалить, и по возможности игнорируйте плохое поведение (но если только оно безопасно). Хвалить и вознаграждать ребенка нужно, даже если он делает что-то несложное, например, просто спокойно играет. Выражайте свое одобрение как можно ярче. Ребенок с ментальными нарушениями не всегда способен понять, за что его хвалят. Не бойтесь перехвалить! Вознаграждайте ребенка любимой игрой или занятием.

Огромную роль в воспитании играет создание правильных отношений в семье. Необходимо установить границы приемлемого и неприемлемого поведения. Правила должны быть разумными, предсказуемыми, понятными и неизменными. Их должны соблюдать все члены семьи. Если сегодня нельзя, а завтра вы разрешаете то же самое, ребенок не поймет этого «нельзя» и будет нарушать правило вновь и вновь.

Еще малыш или подросток должен понять, что хныканьем, плачем, назойливостью изменить правила невозможно. Усвоив эти правила, ребенок успокаивается и начинает их соблюдать. В некоторых случаях правила можно нарушить. Например, ребенок обычно укладывался спать в 9 часов вечера, а сегодня праздник, будет салют и ему можно лечь позже. Но обязательно надо объяснять, почему нарушается то или иное правило.

Соблюдение этих правил не только облегчит жизнь родителей, но и подготовит ребенка к дальнейшей жизни в обществе. Важно помнить, что запретов в семье не должно быть много. Чрезмерные запреты плохо сказываются как на развитии ребенка, так и на отношениях с вами.

И во всех случаях родители, педагоги должны быть примером. Дети более склонны следовать примерам, а не прислушиваться к словам.

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ

Объясняя любое правило или просто общаясь с ребенком, не забывайте, что ребенок с ментальными нарушениями испытывает значительные коммуникативные трудности. Поэтому при общении с ним придерживайтесь следующих правил:

Говорите просто и ясно. Не используйте сложных конструкций, вроде «Я бы хотела бы, чтобы...», «Мы с отцом решили, что теперь ты должен... потому что...». Скажите просто: «Не стучи», или «Сложи кубики в коробку».
Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в тоже время чуть-чуть выходить за него. Это как бы стимул, маленький толчок для дальнейшего развития.
Постоянно адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.
Для удержания внимания используйте различные интонации.
Выражение лица и интонация должны выражать то же, что и слова.
Во время разговора с ребенком используйте естественные жесты.
Уважаемые родители, сложное время пройдет, закончится и режим самоизоляции. И мы все снова вернемся к привычной жизни. Оставайтесь дома! Используйте этот промежуток времени с пользой для себя и своего ребенка.

Возврат к списку

15 февраля 2024
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕСНЬ»

«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕСНЬ»

В четверг 08 февраля состоялось награждение по итогам XXV Московского Международного конкурса на лучшее исполнение духовной музыки «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕСНЬ»

13 февраля 2024
Конкурс детского рисунка

Конкурс детского рисунка

VI конкурс детского рисунка "Наследие моего района"

25 января 2024
День российского студенчества и Татьянин день

День российского студенчества и Татьянин день

25 января в России отмечают сразу 2 праздника – Татьянин день и День российского студенчества.

Благодарность от семьи Афанасьевых

Прошли консультации и курс занятий в вашем центре.Остались очень довольны работой всех сотрудников.Особую благодарность хочу выразить...

Добавить отзывВсе отзывы

  1. Ваши впечатления от сайта:

Форум: последние сообщения